Центр искусств королевы Софии
Королевским указом от 27 мая 1988 года Центру искусств королевы Софии был присвоен статус Национального музея, официальным местонахождением которого являлось здание Главной городской больницы Мадрида, а коллекция состояла из художественных фондов, в своё время входивших в состав Испанского музея современного искусства. 10 сентября 1992 года королевской четой Испании была проведена инаугурация постоянной коллекции Национального музея Центра искусств королевы Софии. До этой даты все выставки, организованные в стенах музея, носили исключительно временный характер. Именно таким образом было положено начало деятельности настоящего музея, устав которого предусматривал выполнение следующих задач: хранить, преумножать, экспонировать свои художественные фонды; способствовать обогащению знаний публики и расширению возможностей её ознакомления с разнообразными жанрами современного искусства; проводить выставки на международном уровне, реализовывать образовательные и дидактические программы, оказывая информационно- консультационную поддержку в области их содержания.
Дальнейшее развитие музея, связанное с непрерывным обогащением его коллекций, разнообразием культурных программ и услуг, а также увеличением числа посетителей, побудило в своё время руководство учреждения изучить возможности расширения площади здания. В рамках проведения одного международного конкурса идей был выбран проект французского архитектора Жана Нувеля, следствием которого явилась инаугурация нового здания в сентябре 2005 года. Проект не только отвечал поставленным задачам об увеличении площади музея, но и был призван значительно преобразовать городскую среду. Благодаря идее о создании нового городского пространства, его застройке современными корпусами, а также отделке юго-западной части фасада нынешнего здания, музей был признан неотъемлемой частью жизни испанской столицы.
Ознакомление с музейными фондами и постоянной коллекцией
В результате создания Национального музея Центра искусств королевы Софии в 1990 году была успешно разрешена главная задача музейного призвания. Её суть состояла в передаче взаимосвязи испанской художественной современности и общего международного контекста. Первоначальная коллекция музея включала в себя фонды из различных художественных центров, в т.ч. бывшего Испанского музея современного искусства и Государственного музея Прадо. В состав художественной коллекции XX века, предоставленной последним, входило выдающееся собрание произведений, связанных с известным полотном Пабло Пикассо «Герника».
Коллекция фондов Национального музея Центра искусств королевы Софии охватывает художественные произведения, созданные за период с конца XIX века до настоящего времени. Музейный фонд насчитывает более 20 тыс. предметов искусств, исполненных в самых различных художественных техниках: около 4100 полотен, более 1700 скульптур, почти 3600 рисунков, более 5500 гравюр, 4230 фотоизображений, 120 художественных инсталляций и 40 видеоустройств, более 400 документов в составе кино- и видеоархива, более 100 произведений декоративного искусства и 35 архитектурных экспонатов. Однако, в результате отбора в музее выставляются только около 5% от общего количества перечисленных предметов искусств. Среди них, также входящих в состав постоянной коллекции музея, — произведения таких мастеров, как Пикассо, Миро, Дали, Хуан Грис, Делоне, Брак, Ив Кляйн, Мотеруэлл, Бэкон, Ричард Серра, Колдер Магритт, Герхард Рихтер, Мунтадас, Пистолетто, Сол Ле Витт и Марсель Бродтхарс.
В выставочном пространстве площадью 8750 м2 перед публикой открывается полная панорама современного искусства и различных культурных событий актуальности. Коллекции, представленные в стенах двух зданий, Сабатини и Нувсль, охватывают около тысячи произведений, характерных всей эпохе новейшего времени.
Отражая развитие современного искусства в зависимости от последовательно меняющихся художественных тенденций и прорыва в живописи конкретных мастеров, по-новому размещённая постоянная коллекция музея наглядно контекстуализирует самые разнообразные художественные события не только в исторической перспективе, но и в ракурсе материальной культуры XX и XXI веков. Организация постоянной музейной коллекции не всегда следует строго линейному принципу: произведения ни сгруппированы по видам творчества своих создателей, ни изложены в хронологической последовательности. Особенностью коллекции является передача публике рамок повествования и космологических представлений, важных для понимания взаимосвязи одних произведений с другими не без учёта всех исторических и культурных моментов, имеющих место как в Испании, так и за её пределами. В основу новой презентации этой коллекции положено широкое и многогранное видение искусства нашей эпохи, подчеркнув значимость поперечной связи между временными периодами и выделив особую роль их главного представителя, — зрителя.