Во Львов возвращаются автогонки
Говорят, если научишься водить во Львове, будешь ездить везде.


Виноваты ли узкие львовские улочки, или брусчатка, которая не всем нравится, или переменная (как настроение барышни) погода — неизвестно. Однако, представьте себе, что в этом городе проходили профессиональные автогонки по шоссейной трассе, и это вам — не шутка.
Первый автомобиль прогремел львовской мостовой в 1897 году. Его владельцем был инженер-нефтяник Казимеж Одрживольський. А уже 1923 львовяне смогли воочию увидеть первые автогонки. К участию вызвались владельцы 14 авто и 11 мотоциклов. Победитель должен был получить специальный приз — старинную чашу, которую жители Львова могли увидеть в витрине гостиницы «Жорж». В этой гонке победил варшавянин Генрик Лиефельд на Austro-Daimler, а среди мотоциклистов победу праздновал львовянин Рудавский. Кстати, Лиефельд протяжении нескольких лет подряд побеждал в различных автогонках, которые устраивались во Львове. Кроме шоссейных гонок по городу, в 1928 году был впервые проведены «плоские» гонки на трассе Львов — Стрый. Особенностью этих гонок стало то, что все авто уже были спортивными.
В 1931 году во Львов приехали Первые международные автогонки на участке «Львовский треугольник». Трасса, не изменилась с тех пор, пролегала по улицам Пелчинский (Витовского) — Стрыйской — Кадетской (Гвардейской). Длина «круга» — 3041 метр. Во время гонки следовало сделать сто таких кругов. Вдоль трассы построили специальные трибуны, откуда зрители, заплатив 10 злотых, могли наблюдать за ходом соревнований. В них приняли участие представители Германии, Австрии, Румынии, Чехословакии и, конечно же, Польши. Участников разделили на две категории в зависимости от объема двигателя их автомобилей. Как писала тогдашняя газета «Спортивные вести», в первой категории могли выступать участники, чьи автомобили имели объем двигателя более полутора литра, а во второй — наоборот, те авто, объем двигателя которых был меньше упоминавшихся уже 1,5 литра.
К большому сожалению местной публики, победили заезжие автомобилисты. В первой категории, где соревновались гоночные авто Mesedes-Benz SSK, праздновал победу немец Ганс Штук. В будущем гонщик «Формулы-1», он сразу стал любимцем львовских барышень. В категории спортивных авто Bugatti 43 победил румын Георг Наду.
Через год, то есть в 1932-м, гонка стартовала во Львове снова. Теперь она получили официальный статус «Гран-при Львова». Правда, вместо ста кругов, длину трассы ограничили только 66 кругами. Первым на Alfa-Romeo 8C-2300 пришел знаменитый немец Рудольф Карачиоло. Автомобильные историки считают Караччиола «Шумахером того времени». Победителю на преодоление трассы потребовалось 2 часа двадцать минут. Кстати, кроме главного приза, он получил еще чашу Президента Польши. Второе место занял также представитель Германии — Альберт Брошек, который руководил «Мерседесом». Однако, тогдашний «Мерс» не отличался надежностью, присущей этим авто теперь, — обладателю второго места пришлось шесть раз останавливаться из-за технических неисправностей. А вот победитель прошлых гонок Гер фон Штук этот раз ни одного призового места не занял. Вследствие дефекта в охладительной системе, он вынужден был сойти с трассы на 37 круге.
Третьи гонки ознаменовались участием в них автогонщиков из Италии, Франции, Швеции, Норвегии и Финляндии. А кроме того, в гонках участвовали смелые женщины-автогонщики: итальянка — Виттория Орсини, француженка Аннетта Итие и польская графиня Мария Козмианова. Всего стартовало 18 авто, однако до финиша дошла только половина из них. В первой категории мощных гоночных авто победил дебютант львовской трассы норвежец Евгений Бйорнстадт, на все той же Alfa-Romeo 8C-2300. Вторым пришел итальянец Ренато Балестреро, а третьим — швед Пер Виктор Виденгрен. Среди менее мощных (двигатели объемом до 1,5 л) победил француз Пьер Вейрон на Bugatti 51A (да, именно тот знаменитый Вейрон, именем которого в прошлом назван модель дорогого в мире автомобиля), австриец Гюнтер Эрнст Бурггаллер стал вторым, а замыкал ведущую тройку итальянский автогонщик Гвидо ЛЯНД.
P.S. Начиная с 2000 года, автогонки на исторической трассе «Львовский треугольник» возобновил авто-фан-клуб «ЗАЗ-Козак» (клуб владельцев антикварных «Запорожцев ЗАЗ-965»). В прошлом году в фестивале «Леополис Гран При» и автогонках приняли участие более 60 ретро-автомобилей. В этом году гонки пройдут 5 мая. Во Львов на фестиваль впервые приедут автомобили, которым более 100 лет