Каким должен быть идеальный музей — опыт Германии

Идеальный музей вряд ли существует, ведь вкусы людей всегда различаются. В том же, каким должен быть современный музей, эксперты являются удивительно единодушны.
В музеях Германии можно было бы провести не одну человеческую жизнь. Хотя бы потому, что их есть тысячи — от музея сидра до зоологического музея. Недавнее исследование выявило, что посетитель музея в среднем проводит около одного экспоната 11 секунд. Согласно таким расчетам, в Немецком историческом музее с его 700 тысячами экспонатов можно было бы провести почти 2139 часов. Поскольку это превышает человеческие возможности, необходимо определить критерии: каким же должен быть современный музей? Чего мы как посетители можем от него ожидать?
Беате Шрайбер — историк и медийный эксперт. Ее агентство Facts & Files консультирует организаторов выставок по вопросам исследования и подготовки исторических экспонатов. Среди других проектов, Facts & Files работала над масштабной международной выставкой о Тутанхамона, что сейчас путешествует всем миром.

Немецкий исторический музей в Берлине


Аня Хоффманн является председателем Ассоциации музейного образования. Она разбирается в интересах и потребностях клиентов и хотела бы, чтобы историки, кураторы, организаторы выставок и педагоги объединили усилия и работали как равноправные партнеры. «На практике часто иначе. Куратор требует: «Я хочу экспонировать 300 объектов». Проектировщик выставки знает эстетических аспектах. Мы, педагоги, стараемся, насколько возможно, вызвать у людей восторг и заинтересовать их ». Ключевой концепцией музейных педагогов является ориентированность на клиентов. Хоффманн и его коллеги видят свою задачу в построении мостов и в посредничестве, благодаря которым объекты и их месседж становятся понятными посетителям.

Насколько современным должен быть нынешний музей?
Йоахим Шолтисек — профессор новой и новейшей истории в Боннском университете. В понятие «современный» историк в первую очередь вкладывает то, что выставка соответствует последним научным достижениям. «Нужно обеспечивать объективность и достоверность изложения. Также важно представить разные точки зрения на объект и изложить историю, исходя из разных позиций », — подчеркивает он. По мнению ученого, посетитель должен составить собственное представление. И все же: «Это также хорошо, когда некоторые вопросы остаются без ответа». Посетителя нужно стимулировать к тому, чтобы он приложил интеллектуальных усилий, а не только пассивно наблюдал выставку, считает Шолтисек.


Юдит Бемер — эксперт кельнского исследовательского института Rheingold. По ее мнению, в современном музее, кроме мультимедийности, должна быть соответствующая атмосфера: кафе для релаксации, музейный магазин с каталогами и сувенирами, короткие информативные экскурсии. «Хорошая выставка должна заставить меня взглянуть на повседневную жизнь другими глазами: как люди жили раньше и как это связано с моим сегодняшним жизнью», — говорит исследовательница. Необычное музейное переживания возникает лишь тогда, когда посетитель соотносит увиденное с собственными привычками и опытом.

Еврейский музей в Берлине

 

Немецкий еврейский музей
Фаворитом Беате Шрайбер является Еврейский музей в Берлине. Что ей кажется особенно успешным? «Я считаю удачным дидактический подход: они подают в первую очередь основы, факты». Для Юдит Бемер лучшими музеями являются Германский исторический музей в Берлине и Дом истории в Бонне. Она отмечает высокий уровень их мультимедийных презентаций на различные темы.

«Дворец слез» в Берлине
Йоахим Шолтисек недавно посетил так называемый «Дворец слез» в Берлине и был в восторге от бывшего вокзала на Фридрихштрассе, на котором жители Западной и Восточной Германии часто заливались слезами, пересекая границу между ФРГ и ГДР. «Настоящей классикой уже стал Немецкий музей в Мюнхене», — убежден историк.
Музейный педагог Хоффманн рекомендует осмотреть не только такие ведущие музеи, как Дом истории или Немецкий исторический музей. «Я — фанат городских музеев, которые выполняют очень ценную миссию на местах. Там люди могут узнать что-то о себе и своем окружении, найти свое место в истории и современности », — считает она.

Что можно было бы усовершенствовать

Медиа-эксперт Беате Шрайбер убеждена, что сейчас в музеях есть много временных выставок. «Пять-шесть сменных экспозиций в год, так люди не успевают все увидеть». Шрайбер делает ставку на качество, а не на количество, и настаивает на необходимости уделять больше внимания потребностям иностранных посетителей. Иногда аудио-гиды на иностранных языках имеют низкое качество — даже в столице. Аналитик также предлагает музеям улучшить свои веб-страницы: «Для школьников и молодых людей особенно важно, чтобы они могли лучше подготовиться к посещению музея и впоследствии обработать увиденное».

Дом истории в Бонне
Юдит Бемер, впрочем, советует не перегибать палку: «Нужно, чтобы посетители обращали внимание на экспонаты, а не только просматривали фильмы». Она не верит, что однажды виртуальные музеи смогут заменить реальные.«Поразительно является встреча с объектами. Перо, которым пользовался кайзер Вильгельм Второй, имеет материальные свойства и завораживает значительно больше, чем изображение в интернете ».

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: